Путь к правовому государству начинается с повышения правовой культуры всего общества в целом и каждого его члена в отдельности. В настоящее время, в связи с переменами в обществе, бурным ростом законодательного потока, отмечается повышенный интерес населения к своим правам. Особенно важно воспитать у гражданина умение анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе.
Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к формированию культурного, активного и законопослушного общества. Право на информацию – одно из основных прав человека, которое гарантируется законодательством любого цивилизованного государства. В целях обеспечения конституционного права граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации правового характера по Указу Президента Республики Беларусь № 338 от 30 июня 1997 года в республике был создан Национальный центр правовой информации, который находится в подчинении администрации президента и является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставлении в пользование эталонной правовой информации на бумажных и электронных носителях.
Право- это система общеобязательных норм поведения, регулируемая законом. Мораль - нормы и правила поведения в обществе, регулируемые общественным мнением. И право и мораль осуждают негативные (плохие) поступки , но за нарушение моральных норм чаще всего нет наказания со стороны государства , а нарушение правовых норм влечёт за собой наказание и принуждение со стороны государственных органов защиты правопорядка.
Правовая культура - отношение человека к праву , т.е. отношение к системе общеобязательных норм поведения. Чтобы быть грамотным в сфере политико-правовых отношений надо обладать правовой культурой. Правовая культура - составная часть общечеловеческой культуры. В узком смысле слова правовая культура -отношение человека к праву. Основу правовой культуры составляют юридические знания , т.е. знание законов. Так же правовая культура включает правовые чувства , прежде всего , чувство справедливости и чувства уважения к праву. Благодаря правовым чувствам , право приобретает для нас заметную ценность. Мы начинаем переживать , когда беспорядок берёт верх над порядком , своеволие над законом. В конечном счете, у человека развивается чувство законности. Человек с развитыми правовыми чувствами по меньшей мере не станет правонарушителем , а это в наше время не так уж и плохо. Одна сторона правовой культуры - пассивная законопослушность должна дополняться ещё и способностью отстаивать законные права и других людей. И делать это надо цивилизованно.
Человек , обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям , попавшим в беду , сделать нашу страну счастливой и процветающей. Однако надо понимать , что правовая культура не дана человеку от рождения , она создаётся постепенно в процессе воспитания , образования , деятельности.
Фундаментом правовой культуры являются элементы нравственной культуры : совесть , честь , правдивость , доброта, чувство собственного достоинства. Огромную роль в формировании нравственной культуры играет семья. Именно в семье закладываются основы нравственности.
Нравственность (мораль) - это общепринятые правила , образцы поведения в обществе , регулируемые общественным мнением . И где , как не в семье ребёнок впервые знакомится с понятиями «хорошо» и «плохо». Именно родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения в семье , на улице , в гостях , в общественных местах и т. д. Личный пример родителей влияет на формирование жизненного опыта детей, при помощи родителей моделируются ситуации поведения детей в различных местах . Обладая умением слушать , слышать и понимать ребёнка , любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития сына или дочери , для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям. Отсюда следует вывод: если у вас благополучная семья и ребёнок чувствует любовь близких, то вероятнее всего он вырастет добрым , отзывчивым , дисциплинированным.
И всё же многие родители недоумевают , когда их ребёнок становиться вдруг грубым и непослушным : «Почему это происходит именно с моим ребёнком?» - спрашивают они себя.
Настоящие причины серьёзных нарушений поведения обычно скрыты. А в число трудных детей обычно попадают дети особенно чувствительные и ранимые. Почему? Можно назвать несколько причин:
1. Борьба за внимание - верный способ привлечь внимание вечно занятых родителей - дерзкие выходки. Лучше негативное внимание , чем никакого.
2. Борьба за «победу» - стремление взять верх над родителями возникает , когда ребёнку кажется , что ущемлено его право на самостоятельность и независимость.
3. Желание отомстить - подростки часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные : родители ссорятся , более внимательны к другим детям.
4. Сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни подростка в другую. Например, у него не сложились отношения с одноклассниками , он не хочет ходить в школу, что приводит к вызывающему поведению дома. Возникает вопрос: « Как же помочь ребёнку?» Прежде всего распознать причину такого поведения через собственные эмоциональные реакции, постараться не реагировать на непослушание привычным образом , т.е. поступать так не ждёт от вас ребёнок, изменить стиль общения. Возможно установить какие - либо семейные правила , традиции, заключить устный договор о выполнении семейных обязанностей по дому. Именно в семье рождается понятие «надо», «необходимо». Ребёнку будет легче в будущем принять правила и нормы , диктуемые обществом , уважительно относиться к закону , обязанностям.
Каждая организация , всё общество в целом не могут существовать , если действия их членов не регламентируются установленными правилами и нормами. Дети рождаются в организации под названием «семья» , и по мере понимания правил и способов управления поведением , принятых в семье , в их жизнь приходит ощущение комфорта и безопасности. Правила вносят определённый порядок в обычных ход событий , и дети чувствуют себя намного увереннее , потому что последовательное выполнение установленных правил делает окружающий мир предсказуемым , а это так необходимо детям.( Режим дня ) Большинство детей живущих в упорядоченном и предсказуемом мире , делает всё наилучшим образом , потому что правила и ограничения , оговоренные ясными условиями предполагают образцы поведения ребёнка. Другими словами ребёнок живёт по законам семьи:
1. Единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2. Закон значимости похвалы для ребёнка.
3. Закон трудового участия каждого члена семьи.
4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. В идеале каждый родитель , воспитывая своего ребёнка , хочет видеть в нём личность , образованного и успешного человека , законопослушного гражданина. А поэтому одной из основных задач воспитания является воспитание правовой культуры у детей, другими словами умение строить отношения в обществе согласно закону этого общества -семья , детский сад, школа , учебное заведение , трудовой коллектив.
Способы воспитания правовой культуры у детей в семье.
1 .Устанавливайте ясные и согласованные семейные правила - они необходимы детям , чтобы точно знать , чего от них хотят.
2. Устанавливайте договоренность . Чтобы договор не стал «мёртвой буквой» , он должен включать только то , с чем принципиально согласны и родители и их ребёнок и предусматривать обязательное выполнение условий обеими сторонами.
3.Личный пример родителей - активная жизненная позиция (выбры), соблюдение трудовой дисциплины .
4. Установление границы собственности : чем может распоряжаться ребёнок по своему усмотрению (дарить , обменивать), а чем - нет (в том числе вещами общего пользования).
5.Определяйте круг обязанностей по дому.
6.Учите предотвращать конфликты - выяснить причину, не сваливать всю вину на другого человека , умение прощать и просить прощения.
7. Откажитесь от чрезмерной опеки ребёнка - вы лишаете его права самостоятельного принятия решения , не учите значению слова «последствия»
8. Сдерживайте эмоции и будьте справедливы - не спешите помогать выпутаться из сложившийся ситуации , иногда ребёнку полезно принять всю ответственность на себя.
9. Решайте все проблемы цивилизовано - агрессия порождает агрессию, ребёнок может навсегда запомнить , что сильный всегда прав.
10. Воспитывайте культуру поведения.