1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
-
ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
-
порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
-
синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
-
жалобы на боль и зуд в области гениталий;
-
повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
-
инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
-
повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
-
недержание мочи;
-
болезни, передающиеся половым путем;
-
беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
-
странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
-
чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
-
сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
-
соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
-
необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
-
трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
-
внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
-
частая задумчивость, отстраненность;
-
постоянная депрессивность, грустное настроение;
-
нежелание принимать участие в подвижных играх;
-
непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
-
чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
-
терроризирование младших детей и сверстников;
-
чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
-
возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
-
отчуждение от братьев и сестер;
-
жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
-
амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
-
рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
-
утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
-
прогулы занятий в учреждении образования;
-
внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
-
неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
-
принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
-
неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
-
отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
1.5. Изменения самосознания ребенка
-
снижение самооценки;
-
отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
-
саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
-
мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
-
беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
-
боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
-
сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
-
боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
-
головная боль, боли в области желудка и сердца;
-
навязчивые страхи;
-
расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
-
Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
-
Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
-
Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
-
Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
-
Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
-
Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
-
Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
-
Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
-
Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
-
Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
-
Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
-
Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
-
Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
-
Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
-
Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
-
Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
-
Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
-
После окончания разговора сделайте подробную запись.
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования или в ином социальном учреждении
-
Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
-
Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
-
Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
-
Уделите внимание следующему:
а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;
б) гарантии безопасности различным причастным лицам;
в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;
г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;
д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;
е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ узнали об этом);
ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.
Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.
2.2. Чего не стоит делать
-
не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
-
не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
-
страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
-
низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
-
чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
-
отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
-
стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
-
отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
-
любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).