Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
-
Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых;
-
Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным;
-
Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра;
-
Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи — только отношения к ребенку.
Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в семье группы риска
-
детская безнадзорность и беспризорность;
-
побеги из дома;
-
половая распущенность;
-
правонарушения и преступная деятельность;
-
алкоголизм;
-
наркомания и токсикомания.
Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно.
Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
-
Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
-
Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
-
Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.
БЕСЕДА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ ГРУППЫ РИСКА
1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники.)
2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )
3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
-
Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
-
Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
-
Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
-
Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
-
Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
-
Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
-
Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
-
Оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье.
-
Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
-
Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
-
Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
-
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
-
Педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост
и достижений действий семьи.
-
Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайтепаузу, чтобы семья осознала услышанное.
-
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.
-
Педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
-
Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
-
Педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
Все хорошо в свое время.
Надо уметь применять разные методы
в соответствии с конкретной ситуацией.