Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Способы преодоления негативных склонностей детей

Дата: 24 августа 2017 в 13:05
Лживость. В основе лежит стремление защитить себя от наказания или унижения. Такое поведение сигнализирует о том, что ребёнок не доверяет взрослым, или о том, что у него не было возможности оценить преимущество говорить правду. Вероятно, у ребёнка не выработалось умение справляться с трудностями.
Рекомендации. Важно быть твёрдыми, справедливыми и последовательными. Подавайте хороший пример. Хвалите ребёнка всякий раз, когда он говорит правду. Покажите, как Вы справляетесь с тяжёлой для Вас правдой (тщательно следите за тем, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему морали, все фразы должны быть краткими и убедительными).
Ругательства. Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для многих детей и подростков своего рода ритуалом посвящения. Сверстники бранятся – надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребёнка от этого почти невозможно, но можно отучить его браниться в школе и общественных местах. Самое замечательное, что можно сделать, - это научить детей переживать неприятности и огорчения без гнева и ругани.
Рекомендации. Не «стреляйте из пушек по воробьям» - не надо ответных угроз и паники. Говорите детям правду: ругань – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова, а жизнь ждёт действий по решению проблем. Гнев – плохой советчик. Это каждый знает на своём опыте. Выражайте своё понимание того, что в 10-12 лет человеку хочется казаться старше и сильнее (на самом деле – быть как все). Дайте ребёнку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни. «Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить сказанное тобой. Зачем наживать врагов?». Иногда можно выразить уважение к человеку, который, воздержавшись от ругани и гнева, проявил тем самым свою зрелость и силу.
Склонность к воровству. Большинство детей хотя бы однажды что-нибудь крадут, но, за исключением тех детей, которые были приучены к воровству в раннем возрасте. Ребёнок нуждается, скорее всего, не во владении вещью, а в любви, внимании и обретении особого статуса. Воровство для них приобретает характер «найденных вещей» и «подаренных». Частые кражи среди детей – предвестник того, что позднее у них могут возникнуть проблемы с Законом. Чем дети старше, тем труднее изобличить их в воровстве.
Рекомендации. Будьте твёрдыми и последовательными, осознав наличие этой проблемы. Младшим детям легче объяснить, что воровать – это не нормально. «Я понимаю – тебе нравится вещь, но она принадлежит другому. Плохо брать чужие вещи. Поставь себя на его место». Приучая детей быть честными, расскажите им случаи проявления честности из своей жизни и опишите ход своих рассуждений: «Однажды в магазине мне дали лишние деньги на сдачу. Очень хотелось купить себе на эти деньги..., но я представил себе, что у продавца могут быть серьёзные неприятности…» и т.д. С детьми более старшего возраста имеет смысл говорить более прямо: «Я не видел, что это ты взял, но, как и многие люди, я чувствую это. Пойми, ситуация не позволяет мне оставить этот факт без внимания. Воровство – это очень серьёзно, но я могу понять признание и раскаяние. Воровство и трусость – вот что я презираю…». Обязательно расскажите о последствиях воровства во «взрослой» жизни и о возможных наказаниях, но не конкретно для этого ребёнка, а о существующих Законах вообще. Когда Вы убедитесь в том, что правила поняты, стремитесь, чтобы ребёнок отвечал за совершённый поступок. Хвалите ребёнка за любые другие правильные поступки. Не оставляйте без внимания старания быть честным. Обсудите зависть как стремление жить чужой жизнью. Избегайте ситуаций, провоцирующих делание «взять» чужую вещь. В стенах школы к ребёнку может приклеиться ярлык – это недопустимо. Разговор должен быть прямым, но с гарантией того, что в случае раскаяния и отсутствия повторения всё останется между вами.
Жестокость в школе. Буллинг – это длительный физический или психический террор одного индивида или группы в отношении человека, не способного защитить себя в данной ситуации. Эта форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах. Практически в каждом классе есть дети, которые становятся объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств остальных учеников класса.
Рекомендации. «Травля, распространённая в ученической среде, вызывает у меня протест и сильное возмущение, но в то же время я как учитель ничего не могу с этим поделать», то есть педагоги в таких обстоятельствах испытывают смешанное чувство гнева и собственного бессилия. По данным исследований, 25% учителей хотя бы иногда стараются игнорировать проблемы, в то время как большинство детей ждут от них реальных действий. Многие школьники считают, что учителя способны их защитить. Проблему школьной травли невозможно разрешить, пытаясь устранить лишь отдельные её симптомы только путём ужесточения дисциплины, отстранения обидчиков от учёбы или психологической терапии для жертв. Важно не закрывать глаза на существование проблемы, а деликатно, чтобы не бросать тень на жертву, обсудить эту проблему в классе. Возможно, первое обсуждение лучше провести в отсутствие жертвы. Необходимо проводить подобные обсуждения постоянно, апеллируя к потенциальному гуманизму детей, к их, пусть даже и скрытой, сердечности. Главное – придать огласке причины, которые лежат в основе поведения обидчика: потребность в самоутверждении, неуверенность в себе, демонстративность, поиск «дешёвого авторитета» и т.д. Нежелание выглядеть слабым в глазах класса может остановить обидчика.
Агрессивное поведение. Агрессивные дети при всём различии личностных характеристик имеют общие черты: бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У таких детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, склонность к подражательности, эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети, хорошо развитые интеллектуально и социально. Для них агрессивность – средство поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, кризисом, конфликтами. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения девочек. Изучение подростков-правонарушителей показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания. Непременным условием делинквентного поведения (лат. delictum – проступок, англ. delinquency – правонарушение, провинность – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящим вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом) является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. С другой стороны, гиперопека, так же как и безнадзорность, выражаемые через чрезмерный контроль и нудные поучения, способствуют таким акциям, как уход из дома, бродяжничество, агрессивность.
Рекомендации. Особое место в данной работе следует уделять формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени – «времени праздного существования и безделья» - к чтению, самообразованию, спорту, музыке и т.д. Если ребёнок обижает других, покажите ему, что Вы понимаете его чувства (он может быть обижен, расстроен), но хотите знать причину, так как мыслей Вы читать не умеете. Когда Вы обнаружите, что беспокоит ребёнка, успокойте его, скажите, что всё в порядке, что Вы разделяете его обиду и поможете найти выход из создавшегося положения. Другой компенсацией недостатка внимания для ребёнка будет наличие у него в классе определённых обязанностей и различных поручений, которые дадут ему возможность ощутить свою значимость и позволят предупредить агрессию. Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: например, злиться может любой человек. Если на Вас обрушилась агрессия ребёнка, необходимо постараться ощутить свою уверенность, помня о том, что в основе агрессивного поведения лежит внутренняя неуверенность. «Я вижу, что ты сейчас сердишься, но в таком состоянии мы не сможем с тобой ничего решить, поэтому я предлагаю тебе успокоиться». Ваш спокойный тон «охладит» ребёнка и Вы почувствуете себя более уверенно в данной ситуации.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.